Контакты

Святость и счастье. Может ли христианин быть счастливым? Переход к жизни вечной: слово в день успения пресвятой богородицы

Накануне праздников принято друг другу желать счастья. При этом, разумеется, счастье каждый понимает по-­своему. Например, когда одного молодого человека спросили: «Как стать счастливее?» - он ответил: «Нужно больше улыбаться, отдыхать, больше уделять времени себе и радоваться жизни». Разумеется, такой светский «рецепт» счастья не подходит для православного христианина. Стоит отметить, что тема счастья актуальна не только для светских, но и для верующих людей. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, касаясь этой темы в своих выступлениях и проповедях, заметил: «Счастливы мы или несчастливы зависит от того, что у нас в сердце».

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Не так давно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-­психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Лоргус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье, или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-­то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто­-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-­то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека», которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-­либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как­-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-­менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-­то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-­руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника­-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими­-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-­тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-­христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Рецензии

Есть передача на ТВ Культура: "Правила жизни" называется. Так вот там о счастье рассказывают каждый день: о счастье пишут люди и их рассказы записанные транслируют! Никто еще не говорил о счастье с Богом, ни разу за год пока передача идет! Это может быть счастье рождения ребенка. Это может быть первая любовь и так далее. Ни какой меркантильности - типа, миллион денег заработать или клад с золотом найти за целый год не прозвучало! а представлять счастье людей так, как это делает священник! - сознательно принижая мнение людей - ему же и грех! Не в деньгах счастье - так скажет вам любой человек в мире, а уж тем более в России! И еслимниться тому священнику, что - вот,мол, люди все меркантильные - тогда он сам меркантилен до немогу, засвечки и за сгоревший воск переживает даже спать ложась - вот бы собрать воск-то да вновь на переплавку отдать, еще много свечек можно наделать! По себе людей судит! грех ему - меркантильному! А уж если изначально на ложной идее построено:"Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье".
Все его построение и все его выводы неверны! На песке строит! Кто ему сказал, что люди видят счастье в деньгах? Он сам придумал, потому что сам так мечтал - разбогатеть и думает, что все люди такие! Ужас и ужас - какой ему огромный грех будет - всех людей обвиняет - "они, видите ли, в деньгах счастье видят" - дурак и тот не в деньгах счастье находит! А священник на людей обвинение накладывает - они -грешные, типа? Кто поставил его судьею? Никакое исследование - проведенное институтами, учеными, психологами! - не подтвердит такую точку зрения. Тысячи людей опросили, сотни тысяч, и никто не видел счастья в деньгах и в богатстве!! Только этот священник - умней всех институтов и всех людей умней - он видите ли знает? Идиот! Грешник великий! Если он не принесет публичного покаяния и не извиниться перед людьми, которых осудил. (если есть мечтатели о богатстве - это психбольные).Гореть ему в Адском пламени! И вечно каяться будет! Факт!
а вам не следует на обман поддаваться! на ложном основании только ложные построения возможны! Феофана Затворника почитайте, если уж на то пошло!

Если совершенно непредвзято и спокойно философски анализировать статью Андрея, как некий комментарий к "Книге о счастье" православного психолога, то книга, как и статья автора, уникальна, интересна и потребна-востребована, особенно в условиях современного мира. А чтО мы наблюдаем в современном мире, например, зайдя в книжный супермаркет? Хаос мировоззрений и огромное множество "учителей жизни". А чему учат современные "учителя жизни"? По этому вопросу я много раз иронизировал, взирая на книги современных американских писателей-психологов, которые внушают читателям, именно, меркантильно-прагматический интерес к жизни, примешивая к этому "интересу" еще и веру в Бога. Типа того, что будете верить Богу и будете богатыми и счастливыми, и у вас все будет в том числе и деньги, как средство к богатству. Т.е., исходя из традиции американского прагматизма, на поверку выходит чисто потребительское и корыстное отношение к Богу. Возникает закономерный вопрос: а какие методы и средства предлагают и внушают читателям современные "популярные" психологи, а самое главное, какие цели они ставят и возбуждают у читающей публики. Ответ прост: эти средства, методы и цели современных психологов во многом не то что противоречат христианскому мировоззрению, особенно православному, но вообще пропагандируется лжехристианское мировоззрение. Вот в чем проблема современности. И данная книга православного психолога и статья автора есть лишь малый вклад в копилку жизни, как альтернативное прочтение и понимание Жизни именно с христианской православной точки зрения, как альтернативное всему тому "морю"-множества "учений" в современном мире. Вот в чем корень и зерно сей статьи - миссионерский и просветительский, как показать раношерстной светской публике на примере понятия "счастья" совсем ИНОЕ, альтернативное понимание "счастья в жизни", исходя из ОСНОВ Православной традиции и мысли.

Теперь касательно рецензии автора Сергия.
Что сразу бросается в глаза, так это агрессивность и озлобленность автора рецензии. Возникает вопрос: почему такой тон и пафос рецензии? Если автор рецензии придерживается атеистического мировоззрения, то тогда нужно ЧЕСТНО с этого и начинать разговор, как с Точки своей определенности и критиковать, и полемизировать. Между прочим, и атеисты бывают совершенно разные, ибо если человек действительно приобщен к традиции мировой Философии, то он никогда не напишет в таком духе озлобленности, как это написано автором рецензии.
Например, философ мог бы заметить в рецензии, как:
"если в "культурных передачах" никто еще ни разу не говорил о счастье с Богом, то это отнюдь не значит, что нет Опыта постижения того, что в мире светском называется как "счастье". Что такое "счастье" как категория светского понимания? Очевидно, что это понимание, как обширное и неопределенное, так и весьма относительное. Что такое счастье в свете светского житейского понимания некоторых моментов жизни человека? Именно, как нечто весьма относительное и туманное. Ибо наряду со светским пониманием "счастья" приходит иное понимание как тревога, забота и отчаяние. И в этом смысле, философ по праву может обратится к библейской книге "Екклесиаста" за постижением мудрости, в которой сказано, что все в мире суета сует и что сам мир, как явление, есть нечто преходящее и относительное. И, между прочим, самое светское слововыражение как "счастье рождения ребенка" весьма корявое в сопоставлении с полноценным и ясным выражением как "Радость рождения ребенка"; Радость, как понятие и переживание, указующее на конкретное глубинное чувство души человека. И это одно, а второе, что в мире во все века до христианства было много рождений, но только Христианство ОТКРЫЛО Миру истинное ЗНАЧЕНИЕ такого понимания, как "РАДОСТЬ Рождения", "РАДОСТЬ Рождества Младенца". И это ОТКРЫТИЕ-ОТКРОВЕНИЕ Христианства есть метафизического масштаба и глубины, перевернувшее мир, которое даже несопоставимо ни с какими научными открытиями по своему значению, касательно расширения и углубления ГОРИЗОНТОВ мировоззрения у человека хоть две тысячи лет назад, хоть человека современного.

И, между прочим, мудрость А.С.Пушкина гласит в запечатленном слове:
"На свете счастья нет,
Есть лишь покой и воля..."

И мудрость слова Пушкина возможно перефразировать так, как гений Б.П.Вышеславцева сформулировал ОТКРЫТИЕ Р.Декарта:
"Мир сомнителен - Бог несомненен"...

Или по другому перефразировать слово Пушкина:
"В сем мире счастья нет (в светском понимании),
Есть лишь Любовь и Радость Божья..."

Стоит заметить, что А.С.Пушкин и Серафим Саровский жили в одно время, но одновременно в разных мирах. И как поразительно Пушкин в своей мудрости совпадает с жизненастроением Серафима Саровского, из которого шло излучение любви каждому приходящему в слове: "Радость моя...".

Согласитесь, что как коряво и действительно в некотором смысле меркантильно-эгоистично звучало бы "счастье мое..."?..

И еще этимологически сопоставляя: "счастье-несчастье" рядом ходят и порой частенько пересекаются.

Иронизируя, можно сказать, что как коряво будет звучать такое предложение:
"какое несчастье" что автор рецензии не понял автора статьи.
Вместо этого есть более точные и определенные слововыражения как "к сожалению", т.е. как "со-жалостию" к человеку.

Вот и у меня вырывается сказать к автору рецензии, как лишь: к сожалению...
К сожалению, автор рецензии не понял сути статьи, в которой корректно и мягко обозначена РАЗНИЦА между пониманием "светского счастья" и религиозно-церковным пониманием "РАДОСТИ"...

Сожалею и я. Что не смог выставить сюда ссылки. Придется словесную вести пояснительную работу! Потому что у меня, на самом деле нет злости и\или агрессивности. Просто уже черезчур много на себя берет представитель религии. Независимо от названия религии: шаманизм, вуду, кришнаиты, свидетели иеговы, или священники и ксендзы с пасторами, - все осуждающе относятся к атеистам! Факт. Сжигали на кострах, травили ядами и даже газ в метро пускали - те же религиозные, уповающие на Бога! Факт! Положительного пока не видно ничего: кроме того, что последние деньги бабушек забирать за свечки и мифические богослужения! службы. Ничего религия не дает! И не надо себя выгораживать: мы не такие, мы "православные" - как были нахлебники, факт, так и есть! тот же Пушкин попов ругал, а известный классик сказку написал: Про работника Балду и попа Талаконного лба! А еще Остап Бендер отбил у ксендзов своего компаньена. И тут же Ильф и Петров показали сущность счастья попа в Советское время: "свечной заводик построим и заживем"! Или это все даром! Это всё факты из жизни. И нет тут злости к людям больным: религиозность - это болезнь-атавизм!
http://www.сайт/2013/08/16/1321 Это рассказ о Матушке Любови, из реальной нашей жизни.

Слово «счастье» в Священном Писании не встречается практически ни разу. Тем не менее, святитель Николай (Сербский) в одном из своих писем писал: «Не кажется ли вам, что Евангелие можно называть книгой счастья, а науку Христову - наукой о счастье». Так что же такое счастье в православном понимании? Об этом рассказывает клирик Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иеромонах Питирим (Сухов).
— Отец Питирим, давайте выясним, что же такое счастье в обывательском, мирском смысле?
— Тут говорить трудно, потому что, сколько людей — столько и пониманий счастья. Каждый понимает счастье по-своему. Для одного человека счастье — это здоровье, для другого - богатство, материальный достаток, для третьего - благополучная семья, дети, для четвертого - какая-то научная деятельность, для пятого — чтобы его понимали люди в жизни и так далее. Здесь можно привести массу вариантов, нет числа определениям счастья. Причем чаще всего сами люди толком не отдают себе отчет, что они понимают под понятием «счастье». Поэтому говорить о каком-то смысле, который принимает большинство, очень трудно.
— А как Вы считаете, это противоречит православному пониманию счастья?
— Я не скажу, что это прямо противоположно, просто это очень узкий взгляд, а христианское понимание счастья гораздо шире, оно гораздо глубже. Здесь можно даже сказать так: счастье - это не внешние обстоятельства, не внешние предметы или что-то еще, это внутреннее состояние души. Вот примерно так по-христиански определяется счастье. Возьмите двух человек, поставьте в одни и те же условия, абсолютно все у них будет одинаково: материальный достаток, семейное положение, еще что-то, при этом один будет счастлив, а другой будет роптать и недовольствовать. Это явное подтверждение того, что обстоятельства ничего здесь не решают, человек может быть в одних и тех же условиях счастливым или несчастным. Сколько мы можем привести примеров, когда у людей есть буквально все, а они несчастны, совершают самоубийства, особенно в молодом возрасте. Я всегда привожу в пример тех священников и монахов, которые прошли сталинские концлагеря. Один из них - архимандрит Иоанн Крестьянкин. Когда у него спросили о самых счастливых годах его жизни, он ответил словами, которые многих повергают до сих пор в шок: «Самые счастливые годы были, когда мы были в лагерях, потому что Христос был рядом». Вот как это объяснить? Казалось бы, в таких жесточайших, просто жутких, нечеловеческих условиях он находился, и при этом говорил, что это были самые счастливые годы жизни.
К счастью приводит жизнь, соответствующая закону, другими словами совести. Совесть вложена в каждого человек. Понимает человек это или нет, но она есть в каждом из нас. Если человек следует голосу совести — да, он придет к счастью. И наоборот, каким бы ни было материальное благополучие человека, если он безнравственен, грубо переступает какой-то духовный закон, то он никогда не будет счастлив. Это просто невозможно по определению. Когда совесть у человека не в мире, он не будет счастлив.
Вот возьмите человека, у которого не болит абсолютно ничего, но у него болит душа, он не находит себе места, он мечется, его укоряет за что-то совесть, она грызет его за какие-то дела, разве он может быть счастлив, даже если у него все есть? Нет! И, наоборот, у человека может быть масса болезней, но у него совесть в абсолютном покое, в мире. Такой человек может быть счастлив. Он может жить с этой болью, но не ощущать ее, не придавать ей никакого значения, он будет радоваться жизни, он будет дарить эту радость другим.
Поэтому счастье — это, конечно, единение с Богом. Христианство нас учит тому, что человек может достичь того же состояния, которое было в раю, до грехопадения. Благодать Божия и вчера, и сегодня, и во все века будет одна, и возможности все одни, хотя условия жизни меняются.
— Батюшка, а как Вы думаете, почему в человеке живет радость счастья?
— Есть такое выражение, что в каждом человеке заложено какое-то религиозное начало. Это действительно то, что отличает человека от животного. Животным нужно только удовлетворение своих инстинктов, им больше ничего не надо. Человек не может удовлетворить свои потребности, чисто телесные и даже душевные. У него есть духовное начало. Человек трехсоставен: он состоит из тела, души и духа. Поэтому, естественно, при наличии духовного начала, оно должно найти какое-то духовное выражение. Опять мы приходим к тому, о чем мы говорили выше - человек может быть счастлив тогда, когда он с Богом, когда религиозное начало полностью удовлетворено: в Боге его ум, его сердце.
Каждый человек всю свою жизнь, сознает он это или нет, стремится раскрыть, реализовать свое религиозное начало. А это, собственно, и есть стремление к счастью.
— А как Вы думаете, можно ли быть абсолютно счастливым человеком?
— Очень сложное понятие «абсолютное счастье», что под ним понимать? Если в православном понимании счастье – это единение с Богом, то абсолютное счастье – это некий предел этого единения? Христос говорит: «Будьте совершенны, яко же Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Однако пределов этому совершенству нет. Бог бесконечно совершенен. Сколько бы человек не приближался к Богу, он никогда не достигнет этой границы. Поэтому в этом смысле абсолютного счастья, наверное, нельзя достичь.
Но если понимать абсолютное счастье более приземленно, как мы понимаем, чтобы совесть была в покое, чтобы ничего не тревожило, то, конечно, может, и в христианстве мы этого счастья достигаем. Христианство нам дает все рычаги, все условия, чтобы этого достичь.
— Батюшка, скажите, а могут ли миряне, которые невоцерковлены, быть счастливыми людьми?
— Есть такой момент: человек нерелигиозный, неверующий, может быть нравственным человеком. Мы знаем из советского времени, когда человек говорит: нельзя убивать, нельзя красть. Почему? Потому что в нас вложен нравственный закон, есть в каждом совесть, независимо от того, верующий человек или нет. Приведу пример. Я сам знал лично человека, который был неверующим, но высоконравственным. Он всегда говорил: «Воровать - это очень плохо, убивать нельзя, обманывать нельзя и так далее». И вдруг он попадает на должность охранника на очень мощное предприятие и начинает подворовывать. У него спрашивают: «Брат, ну как же так, ты же еще недавно говорил…» И тут человек начинает юлить: «Ну, ты же знаешь, по-другому сейчас не прожить, тем более они смотри какие богатые, у них столько денег, они нам должны платить намного больше, так что я вообще свое беру, ни у кого не ворую». То есть он себя оправдал, сам поверил, что он ничего не ворует. Так вот если нет веры, то это нравственное начало очень легко человеку потерять. А вера как раз есть тот барьер, который не даст, какой бы ни был мощный соблазн у человека, нарушить нравственный закон. Есть «страх Божий». Это не боязнь наказания, что Господь накажет, нет, это боязнь обидеть Бога, оскорбить Его, боязнь потерять Бога, что Он отступит, а это так и случается, когда человек преступает заповедь. Поэтому человеку, не имеющему в себе веры, быть счастливым гораздо труднее.
Еще если говорить о счастье в христианском понимании, то можно открыть Евангелие от Матфея, где перечислены заповеди блаженства. Можно сказать, что это программа человеческого счастья. У святителя Николая Сербского есть такие слова, что Евангелие - это есть книга счастья, а наука Христа - это наука о счастье. Действительно, возьмите заповеди блаженства - это наука о том, как быть счастливым. И тут есть интересное отличие от ветхозаветных заповедей, которые говорят: не убивай, не кради, почитай отца и мать. Они, если можно так сказать, заставляют человека, принуждают что-то делать. Новозаветные заповеди имеют абсолютно другой характер. Христос никого ни к чему не принуждает, Он только задает планку и говорит: вот если будешь таким, будешь блажен. Слово «блажен» как перевести? Это церковно-славянское слово, перевести его буквально на русский язык нельзя, но самое точное, самое близкое по смыслу слово - это счастье. Блаженный человек - это счастливый человек. Поэтому Христос говорит: «блаженны нищие духом», то есть смиренные, ни к чему не привязанные, «блаженны плачущие», то есть сокрушающиеся о своих грехах, «блаженны кроткие», «блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть те, кто хотят жить только по правде Божией, «блаженны миротворцы» — те, кто старается нести мир. «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Вот эта планочка. Попробуй выполнить все эти заповеди блаженства: стань милостивым, миротворцем, исполни все, что там написано, и действительно, ты будешь в полной мере счастлив.
— Спаси Господь Вас, батюшка, благодарим за интересную беседу, а всем читателям желаем быть счастливыми.

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье — это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни — постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии — все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах — до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто — лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда — Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа — это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи — в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве — достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии — это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное — быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере — в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми — они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго — руки, у третьего — и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым — известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость — роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва — это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство — Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Притча о счастье.
Жил на востоке Мудрец. Однажды пришли к нему пятеро добрых молодцев. Все они хотели найти свое Счастье. Вот и обратились они за советом к Мудрецу. Мудрец дал им карту, на которой обозначен был заветный путь. Непростой был путь, пролегал он через страны заморские, горы живописные, долины да бурные реки.

Отправились наши молодцы в путь-дорогу. Шагали они много дней и ночей, и наступило такое утро, когда один из них устал двигаться и захотел вернуться домой. Через несколько дней, когда позади оставалось треть пути, не выдержал второй юноша: «Мудрец обманул нас, не существует никакого счастья», - и повернул назад.

Более половины дороги осталось позади, когда третий сказал: «Я конечно верю, что Счастье существует, но мне не найти его.» Сказал так и двинулся обратно.
Двое юношей продолжали свой путь. Они шли вперед и вперед, строго следовали ориентирам на карте Мудреца. Один из них был активным, общался с встречными путниками, был позитивно настроен, наслаждался красотами природы. Его спутник шел упорно, не поднимая головы, не обращая внимания на людей и природу. Лишь иногда до веселого попутчика доносилось брюзжание о тяжести дороги. Наконец наступил последний день, был пройден последний ориентир и юноши оказались пред воротами... их родного города.

Карта привела к тому месту, откуда они начинали путь. Жизнерадостный юноша стал обнимать близких. Вскоре в своем городе он встретил девушку, которую и полюбил. Женившись, он обрел свое Счастье. Хмурый юноша был разочарован, что не смог найти Счастья, он вернулся к привычной жизни.

Спустя некоторое время молодцы решили обратиться к Мудрецу за объяснением, зачем он обманул их, дал карту, приведшую их домой, но не к Счастью.

Мудрец ответил:
- Та карта, которую я дал, действительно вела вас к Счастью. Но кто раньше, а кто позже, но трое свернули с дороги: по лени, по неверию в Счастье или неверию в себя. Причина не важна, вы свернули. Результат один: не нашли вы Счастья.

Хмурый путешественник возразил:- Но я дошел до самого конца. Почему я не обрел Счастья?
Мудрец ответил:
- Ты двигался, отвергая все окружающее: попутчиков, красоты природы. Целью твоей не было Счастье, а было лишь завершение пути. Но Счастье - не определенный момент нашей Жизни. Счастье - это способ нашего восприятия Жизни. Потому ты не нашел Счастья.

Тут спросил последний юноша:
- Мудрец, а для чего ты послал меня в этот дальний путь? Мне конечно, было интересно и весело, я встретил много людей, нашел много новых друзей, но ведь счастье я нашел в родном городе, я мог не проделывать этот утомительный путь?

Мудрец отвечал с улыбкой:
- Тебе я дал карту, чтобы ты смог осознать, что люди часто отправляются на поиски Счастья в дальние страны, не замечая всего того, что имеется рядом, что Счастье находится внутри, в нас самих. И не всегда долгий путь является единственно верным. Но понял бы ты это, если тебе не пришлось бы преодолеть столько столько дорог?

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Недавно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Логрус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье,
или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека », которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Андрей Сигутин



Понравилась статья? Поделитесь ей