Контакты

Чтобы было красиво человек с древних времен. Орнамент первобытных народов. Кто такие «священные цари»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В каждом веке существуют свои понятия о красоте. То, что еще вчера считалось милым и привлекательным, сегодня кажется странным и безумным. Блондинки сменяют брюнеток, толстушки - худышек, смуглянки - белокожих. Но неизменным всегда остается одно - призрачный идеал красоты, к которому люди стремятся приблизиться.

Мы в сайт соорудили свою машину времени, чтобы выяснить, как менялось представление о красоте в разные эпохи.

Античность (VIII век до н. э. - V век н. э.)

В центре античной культуры было человеческое тело, которое воплощало в себе природу и свободу. Древние греки не только не стыдились собственного тела, но и всячески совершенствовали его с помощью макияжа, одежды и физических нагрузок. Ведь считалось, что внешне красивый человек обладает прекрасным умом .

Античная красотка должна была обладать светлой кожей, рыжими волосами, пухлыми губами и широкими бедрами. Макияж считался неотъемлемой частью повседневной жизни знатных дам. Косметику привозили из Китая, Галлии или делали на заказ. У богатых женщин даже были специально обученные рабыни, которые красили госпожу и поправляли макияж в течение дня.

Чистая белая кожа являлась важным атрибутом античной красоты, хотя гречанки и римлянки были смуглыми. Для отбеливания пользовались оливковым маслом, применяли пилинг и купались в молоке. Для борьбы с веснушками и морщинами женщины делали маски из лебединого жира, меда или уксуса. Они очень сильно пахли, что вызывало недовольство мужчин.

Розовые щеки считались привлекательными и сексуальными, а длинные ресницы - признаком целомудрия. Иметь на теле волосы было недопустимо для римлянки. Их выщипывали, удаляли смолой и соскабливали пемзой. Интересно, что у гречанок была популярна так называемая монобровь - густые темные брови, сросшиеся на переносице. Так что жительницы Древней Греции не только не выщипывали брови, но и подкрашивали их, а если этого было недостаточно, то даже приклеивали искусственные.

К мужскому телу предъявляли гораздо больше требований, чем к женскому. Широкие плечи, узкий таз, прямая осанка и развитая мускулатура - вот чем должен был обладать мужчина Античности. Для достижения этого в гимназиях мальчики тренировались по 8 часов в день.

На протяжении практически всего Средневековья церковь оказывала сильное влияние на жизнь людей, в том числе на внешний вид. Вопреки расхожему мнению о несоблюдении элементарных правил гигиены , около крупных монастырей и мест паломничества устраивались купальни. Бедные люди посещали общественные бани, а богатые могли позволить себе личную ванну.

Аскетизм проявлялся во всем: в представлении об идеальной фигуре, в одежде, косметике. Средневековый образец женской красоты предполагал маленькую грудь, худые руки, ноги, тонкие губы. Чтобы достичь этого идеала, девочкам с детства бинтовали грудь.

Женское платье было скромным и сдержанным. Индивидуальность в костюме выражалась с помощью прически и головного убора : в моде были соломенные шляпки; конические шляпы, стремящиеся ввысь; капюшоны. Знатные дамы вплетали в прически искусственные волосы или волосы умерших людей, что подвергалось осуждению. Католическая церковь считала макияж большим грехом. Но несмотря на запреты, женщины делали маски для лица, красили и завивали волосы .

Средневековый мужчина - это прежде всего верующий христианин. Признаком благородства было идеально выбритое лицо, но допускалось ношение усов и бороды. Лицо обрамляли ниспадающие на плечи волосы .

Одежду мужчины предпочитали однотонную, но украшенную драгоценными камнями и вышивкой. В Средние века появились и тут же вошли в моду мужские носовые платки .

Также мужчины не отказывали себе в различных бьюти-процедурах. Они красили и завивали волосы , мыли их у цирюльников, делали различные маски против облысения, боролись с морщинами и всячески улучшали цвет лица. И все это для того, чтобы понравиться женщинам.

Эпоха Возрождения (XIV–XVII века)

Человек эпохи Возрождения (Ренессанса) - это свободный гражданин, наделенный разумом, бессмертной душой и творческими способностями. Он скромный, мужественный, терпеливый, гуманный и счастливый. А самое главное, он стремится узнавать что-то новое. Красота и сила человека, в отличие от Средневековья, в это время считались благом.

Мужчина Ренессанса - спортивный интеллектуал. Он носил короткую бороду, которую щедро поливал духами, укладывал с помощью воска или крахмала. Волосы либо стригли под горшок, либо отращивали до плеч.

Одежда украшалась бусинами, колокольчиками. Чтобы фигура напоминала перевернутый треугольник, рукава у верхней одежды были объемными. Мужчины с удовольствием надевали украшения, а молодые люди носили в ухе либо сережку, либо кусочек шелка, продетый через дырку в мочке. Они следили за своей внешностью не меньше, чем женщины: делали различные маски против морщин и отбеливали кожу той же свинцовой пудрой.

Барокко (XVII–XVIII века)

Эпоха барокко перевернула жизнь горожан. Появилось очень много невиданных ранее развлечений : прогулки в парке, катание на лошадях, фейерверки и балы-маскарады. Человек отвергал естественность, считая ее дикой и невежественной. Это время благородного, думающего и образованного гражданина.

Появляются первые журналы о моде, которые рассказывают о последних новостях, модных течениях и стилях одежды.

Женщина дорожила бледностью кожи, поэтому обильно покрывала ее смесью из свинцовых белил и яичного белка. Губы и щеки, конечно же, должны были быть красными.

Чтобы украсить лицо, дамы вырезали из кусочков ткани звездочки, цветочки, сердечки и приклеивали их, создавая причудливые родинки . Нужны они были для того, чтобы скрыть следы от оспы или прыщи. Но позже у «родинок» появилось дополнительное значение. Одинокая мушка на правой щеке показывала, что женщина замужем, на левой - помолвлена, в уголке глаза - является чьей-то любовницей.

Идеальная фигура того времени - это тонкая талия, большие грудь и бедра, поэтому корсет , пышная юбка и туфли на каблуках стали неотъемлемой частью гардероба барочной модницы. Дамы делали экстремально высокие прически , куда вплетали искусственные волосы. А в качестве стайлинга использовали сало или сливочное масло.

Мужчина этой эпохи - воспитанный джентльмен, который бреет усы и бороду, вкусно пахнет духами. Он одет в бриджи, чулки, рубашку с рюшами, куртку и обувь на небольшом каблуке. Самым модным аксессуаром стала трость, которую подвешивали на пуговицу жилета или куртки.

Появилась новая мужская культура, представители которой назывались «макароны» - своеобразный прообраз современных хипстеров. Макароны носили костюмы со сложной вышивкой и многочисленными оборками, обтягивающие брюки, невероятных размеров парики, которые венчала маленькая шляпка. Представителей этого стиля критиковали за их чрезмерную женственность, а их внешний вид часто осуждался на страницах модных журналов.

Индустриализация (XIX век)

«Слишком много и слишком мало». Сравнение женского платья середины XVI века и начала XIX.

Мода XIX века была очень непостоянна. Менялись фасоны одежды, идеал фигуры, прически, макияж и отношение к собственному телу. На европейскую моду очень сильно повлияла викторианская Англия.

Одежду стали использовать не для подчеркивания социального статуса, а для самовыражения . Научно-технический прогресс позволил использовать на тканях разнообразные принты и окрашивать их в разные цвета.

В женский гардероб начинают проникать мужские вещи. Барышни стали носить рубашки, куртки и жилеты. В I половине XIX века популярными становятся укороченные платья. Из гардероба удаляются жесткие корсеты, появляются платья, открывающие грудь и ключицы. В моду входят покатые плечи, узкая талия и широкие бедра.

Повальное выбеливание кожи сходит на нет, но начинается увлечение красками для волос. Их изготавливают на основе того же свинца или азотнокислого серебра. В волосы девушки вплетают ленты и цветы. Модными прическами становятся челка и ангельские кудри.



Сегодня букет цветов стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но кто научил русских мужчин дарить цветы, и откуда пошел этот обычай? Мы дарим его, чтобы выразить свое признание, поблагодарить за услугу, поздравить с праздником или просто сделать приятное близкому человеку. Откуда же пошла эта традиция, и когда люди стали использовать цветы для эстетического наслаждения?


Библейская версия появления цветов в жизни людей

Существует множество разнообразных версий, повествующих о том, как цветы вошли в жизни людей. Одна из них относит нас к сюжетам Библии. Согласно этой версии, Адам и Ева жили в Раю, окруженные красивыми и ароматными цветами. Совершив грех, они были выгнаны и этого великолепного места. На земле Ева постоянно грустила, находилась в подавленном состоянии, и Адам решил порадовать ее, вернув хотя бы часть знакомой и приятной обстановки. Он повсюду стал искать цветы, чтобы окружить любимую красотой и благоуханием ароматов. После длительных поисков он набрел на огромную поляну, которая была усыпана множеством разнообразных цветов. Адам сорвал и подарил Еве огромный букет. С тех пор пошел обычай дарить женщинам букеты и корзины цветов.


Языческая версия

Согласно языческой версии, появление цветов в жизни людей связано с обрядами жертвоприношения Богине-Матери. Она являлась символом женственности, любви, семейного благополучия и плодородия. В знак признания и почитания древние люди выстилали для нее своеобразные дорожки из трав и цветочных растений, украшали ими место поклонения. В разных культурах подобные божества носили разные имена, славяне совершали обряды жертвоприношения Ладе и Леле. А со временем этот языческий ритуал преподношения цветов во многих стран стал светским.

По другой версии, лечебные свойства цветов стали причиной появления их в домах наших предков. В давние времена, когда человек был очень близок к природе, люди наблюдали за ней и замечали, какими свойствами обладает то или иное растение. Наши далекие предки хорошо знали, что можно употреблять в пищу, чем можно отравиться, а что отлично подходит для лечения разных недугов.


В те времена, возвращаясь с удачной охоты в дом, мужчины-добытчики несли не только свои трофеи, но и разнообразные коренья, травы, цветы. Хозяйки все эти растения мыли и сушили, делая заготовки для целебных отваров и мазей. В один из таких дней женщине пришло в голову не просто использовать цветы для переработки, но и украсить ими свой дом. Позже так стали поступать все больше представительниц слабого пола. А со временем сухоцветы стали не только первым украшением в домах, но и первой женской бижутерией - из цветов плели венки на голову, делали браслеты на руки и колье на шею.

Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

Одна из наиболее популярных версий появления цветов в жизни людей говорит о том, что все цветочные традиции зародились при дворах европейских правителей. При королях и императорах были специально обученные люди, которые отвечали за украшения всех помещений дворца. Они изучали значения каждого сорта цветов, знали, о чем говорят различные оттенки и в какие моменты нужно преподносить букеты монаршим особам.

В годы правления римского императора Нерона цветочные лепестки были неотъемлемым атрибутом всех торжеств. На территории дворца выращивали огромное количество цветов, с которых впоследствии срывали бутоны и лепестки и осыпали ими всех гостей императора.


При дворах восточных правителей в особом почете были пионы и хризантемы. Правящие династии нанимали специальных садовников и флористов, которые разводили огромные благоухающие сады. Со временем к тому, чтобы иметь свой цветник стали стремится не только правители стран, но и просто обеспеченные люди. Это увлечение стало своеобразной гонкой между представителями высших слоев общества - богатые старались превзойти друг друга, приобретая новые сорта дорогих и диковинных цветов или создавая из них невероятные композиции.

Как цветочные традиции попали к российскому императорскому двору

В России длительное время не было культа цветов. Все эти веяния пришли с Запада. Во дворцах правящих особ цветочное оформление стало использоваться со времен династии Романовых. Именно тогда, стремясь к тому, чтобы соответствовать лучшим западным императорским дворам, представители царской семьи стали принимать на работу садовников и разбивать на территории большие цветники. Модные веяния того времени диктовали использовать цветы в качестве украшений к торжествам, атрибутов различных церемоний или просто повседневного элемента оформления дворцовых помещений.


В оранжереях российских правителей садовники разводили розы, герань, тюльпаны и гвоздики.

Цветы - знак признания таланта актрис

Одними из первых женщин, которые стали получать цветочные букеты, были актрисы. На подмостках восхищенные поклонники их таланта вручали им цветы, стремясь выразить свой восторг и признание. Интересно, что и эта традиция пришла с Запада, а в России она появилась благодаря французской актрисе Марии Тальони, которая, выступая со своими спектаклями, приучила и русскую публику к вручению цветов. Существует мнение, что эта традиция постепенно трансформировалась, и букеты стали вручать всем женщинам, желая показать особенное отношение.


Доподлинно неизвестно, какая именно из версий послужила причиной столь прочного вхождения цветов в нашу жизнь. Одно ясно наверняка - без них не обходится ни одно значимое событие. Цветы сопровождают человека с момента выписки из родильного дома до момента ухода его в мир иной - дни рождения, предложения руки и сердца, поздравления с профессиональными и тематическими праздниками, признания в любви, извинения за ошибки и причиненные обиды - букеты всю жизнь идут рядом с человеком, помогая выразить чувства и эмоции в тех моментах, когда одних слов становится недостаточно.

А ещё цветы - это источник вдохновения. И доказательством тому могут стать .

ОРНАМЕНТ РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ И СТИЛЕЙ

Орнаментика получила развитие еще в древнем мире. Искусство Египта и Передней Азии сумело извлечь из форм внешнего мира особые орнаментальные образы и использовать их для художественной обработки разнообразных плоскостей.
Древние греки, тщательно отобрав и переработав египетские и восточные мотивы орнамента, на основе логической их трактовки и конструктивного осмысления создали свой декоративный стиль, нашедший классическое выражение в первую очередь в архитектурном декоре.
Средневековое искусство Востока, ограниченное исламом в изображении живых существ, все внимание сосредоточило на декоративной орнаментике. Древние мастера создали подлинные шедевры геометрического и растительного орнаментов, основанных на сложных, часто остроумных математических построениях. Разрозненное размещение мотивов орнамента сменилось непрерывным арабесковым, где один мотив непосредственно переходит в другой, создавая богатейшие ритмические построения линейно-узорной и красочной композиции.
Все последующие эпохи в большей или меньшей степени приняли участие в развитии орнаментального искусства, используя народное орнаментальное творчество и наследие всей человеческой культуры.

ОРНАМЕНТ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Еще с первобытных времен люди стремились украшать свои жилища и предметы обихода. От эпохи палеолита остались многочисленные вещи из камня, кости, глины, росписи и резные рисунки на стенах пещер – все то, что дает возможность реально ощутить и познакомиться с той частью исчезнувшего художественного мира, который именуется миром искусства.
В эпоху палеолита прослеживается желание первобытного человека воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя, тема охоты, которая являлась основой существования людей ледниковой эпохи. Основное содержание пещерных росписей – образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи.
Изображение охоты, убитых и раненых зверей или просто фигур животных всегда имело целью обеспечить успех охоты. Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Кроме зверей, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек. Это были преимущественно женские фигурки.
Раскраска таких изображений производилась интенсивными цветами: черным, красным, желтым, коричневым.
Наряду с реалистическими изображениями животных первобытный человек начинает использовать в передаче окружающего его мира условные знаки, комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом закладываются основы магической семантики. Схематизация реалистического изображения постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям этих символов, легших в основу создания как способа украшения.
Палеолитический художник украшает орнаментом орудия труда и вооружение, хозяйственную и домашнюю утварь, - как правило, орнаментом геометрического характера. Иногда эти предметы украшали резными или скульптурными изображениями животных: лошади, мамонта, быка, оленя.
Своеобразием украшения, чувством развитого художественного вкуса отличаются две категории бытовых предметов: копьеметалки и «жезлы начальников». В них форма вещи и ее орнаментальное украшение или скульптурные детали не противоречат друг другу, а образуют единое художественное целое.
Те же черты отличают и украшения, занимающие важное место в жизни палеолитического человека. Тонкостью работы, оригинальностью орнаментальной композиции особенно выделяются палеолитические браслеты. Эти подлинные шедевры косторезного искусства удивляют и тем, что они выполнены каменными орудиями, без токарного станка, без маталлических сверл и резцов, украшающим их тончайшим узором в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором, который расчленяют меандры-ромбы.
В эпоху бронзы (в конце III тысячелетия до н. э.), когда в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопатамии шумерская цивилизация, Европа еще не вышла из неолита. Поэтому здесь как и в предшествующую эпоху, продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Так, характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре.


Аналогичный орнамент и для искусства Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX – VI вв. до н. э.).
Латенская культура (V – I вв. до н. э.), ознаменованная расцветом культуры кельтов, сохраняет абстрактные мотивы, наряду с которыми получает развитие растительный орнамент, заимствованный кельтами у греков и этрусков. Кроме того, в кельтском орнаментальном творчестве существовали мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, пришедшие сюда с Востока. Постепенно из различных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, с преобладанием анималистических и цветочных элементов, стиль, в котором определяющим началом стали декоративность и пристрастие к изящным изогнутым линиям.
Африка. Народы Африки создали образцы декоративного искусства, обладающие подлинным своеобразием.
В Дагомее глиняная посуда лепилась вручную, без гончарного круга, и украшалась единственным орнаментом – линиями, проведенными палочкой. Эти изделия имеют красный цвет. В тех случаях, когда они носят ритуальный характер (посвящены духам), сосуды выбелены известью.

Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфный и антропоморфный орнаменты. Например, изображение льва с повернутой и грозно оскаленной пастью на перстне, медные латунные гирьки для взвешивания золотого песка в форме диких животных – от слона до антилопы, фигурки танцовщиц и женщин, несущих воду.
В ритуальной мебели часто используются в качестве опоры кариатиды и геометрические фигуры. Узором покрываются ажурные гребни, а также «рекады» - символы власти, украшенные устрашающими мотивами: молния, ястреб; лев, пожирающий человека.
В декоративных рисунках конголезских тканей доминирует рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.
Индонезия извесвтна своей резьбой по камню. Головами чудовищ украшались столы, изображениями оленей и утконосов – опорные столбы, фигурами оленей – саркофаги.
Океания. Искусство народов Океании осталось в некоторых отношениях неизменным в силу устойчивых религиозных и общественных традиций. Их религиозные представления были в основном связаны с культом плодородия и предков.
На островах Новой Гвинеи папуасами создавались керамические изделия, украшенные спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека. Сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.

Культура Новой Зеландии связана с меланезийской, но имеет и самостоятельные черты. Среди них: культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и более частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Спираль часто используется в деревянной резьбе: в рельефной – для украшения дома, в сквозной – кормы и носа пирог; в узоре шкатулок для хранения перьев. Мотив спирали встречается не только в ажурной или рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица. Однако в силу своей специфики этот вид декоративного творчества почти не дошел до нас.
Полинезийские острова славятся производством тканей из коры – «тапа». Замечательный декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.
Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей. Искусство Гавайских островов испытало на себе влияние искусства доколумбовой Мексики, но его геометрический орнамент в отличие от мексиканского очень прост.

Доколумбова Америка. Взаимосвязанные и вместе с тем во многом разные по своей идейно-художественной направленности культуры стран древней Центральной и Южной Америки образуют сложный синтез искусства. В нем можно обнаружить некоторое типологическое сходство с классическими культурами раннего классового общества Кипра и рабовладельческих деспотий Египта, Древней Месопотамии. Но иные этнические и пейзажные особенности, а также другие пути социально-исторического развития индейских народов способствавали созданию неповторимого облика их искусства.
Мексика. Ни одно другое искусство не знает такого сочетания геометрической тектоники с неудержимой буйной стихией орнаментально-символических мотивов, как древнемексиканская архитектура. В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли изобразительно-символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Кроме того, в геометрически строгой в своей основе архитектуре Древней Мексики кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов и напоминающий меандр, но имеюший более сложные формы или создающий иные сочетания тех же геометрических элементов. Здесь использовалось14 различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, Т-образный мотив и ряд других. Похоже, что вся эта орнаментальная геометрия происходит из текстильных образцов, а некоторые мотивы имеют символический смысл, связанный с местным божеством - пернатым змеем. Особенностью тематики древнемексикианской декоративной орнаментики является полное отсутствие элементов животного мира - людей, животных и растений. Керамика относится к числу самых ярких достижений древнеамериканского искусства. Керамические изделия изготовлялись без гончарного круга и были очень разнообразны. Орнамент процарапывался пуансоном, штамповался с помощью пластины из камня или терракоты, награвировывался на поверхность посуды. Индейцы Мексики развивают различные виды керамики (сосуды, маски, мелкая пластика), отличающиеся чертами самобытности и своеобразия. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гривировальным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Народы чиму ввели в архитектуру лепной орнамент иа глины. Среди его мотивов можно встретить птиц, рыб, четвероногих, волюты и меандр, расположенных вертикальными и диагональными лентами. Наска украшали свою керамику яркими многоцветными росписями, используя на каждом изделии до восьми цветов с преобладанием красного, коричневого и черного. Изображения животных располагались часто в виде фриза. В работах мексиканских ювелиров встречаются следующие мотивы: игра в мяч, солнце, бабочка - символ неба; пасть чудовища - символ земли.

Перу. Древние перуанские деревянные кубки керо, имеюшие форму человеческой головы или же ручку в виде фигурки животного, украшались гравированным рисунком геометрического или фигуративного характера, при этом использовали красную, кирпично-розовую, темно-красную, оранжевую, темно-зеленую, серо-зеленую и ультрамариновую краски. Перуанские шерстяные и хлопковые ткани украшались различными мифологическими и бытовыми сценами и поражали богатством своей раскраски. Их колористическая гамма насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н.э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду-унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей - анималистический: рыбы, птицы, хищные животные, иногда встречаются изображения людей: вожди, воины, танцоры или мифологические сцены. Кроме того, в орнаментике тканей имел место абстрактный декор - ступенчатый орнамент, меандр; растительный же использовался очень редко. Все рисунки отличались декоративностью и смелой стилизацией. Для украшения тканей перуанцы применяли и вышивку.

ОРНАМЕНТ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ»

Область распространения искусства степных кочевников обширна – от Черного моря до Байкала, а хронологически оно размещается в весьма неопределенных временных рамках, между VII и II вв. до н.э. В силу того, что в искусстве кочевников основную роль играл металл, его связывают с доисторической эпохой Европы. Сходство основных социально-экономических условий жизни, подвижности быта и взаимосвязь степных племен породили близость идеологии и однотипность их искусства. Это выразилось в так называемом «зверином стиле», который материализовался в золотых бронзовых украшениях, а также в деревянных, войлочных и кожанных изделияхВсе они украшены фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, фантастических животных и т.п., сплетающихся или бросающихся друг на друга в яростной схватке.
Сцены борьбы животных, терзания травоядных хищниками были очень популярны у кочевников и получали отклик в их сознании. Очень выразителен образ существа с рогатым человеческим лицом, звериными ушами, когтистыми лапами, с загнутым вниз хвостом и с длинными крыльями, пришедший из искусства Переднего Востока.
Во всех вещах, в каждом выступе предмета, в рукоятке гребня, на вершине ножа – везде как бы таится зооморфное начало, кажется, что предмет «прорастает» фигурками животных.

Ранние памятники скифского искусства несут на себе следы сильного воздействия древневосточной цивилизации – главным образом месопотамской и урартской (например, золотая пластина в виде пантеры из Келермесского кургана). В IV в. до н.э. начинается сильное влияние на скифскую культуру греческого искусства, которое выразилось в антропоморфных мотивах.
Для раннего периода скифо-сибирского «звериного стиля» главной чертой является нарочитая замкнутость линий фигуры или нескольких фигур. Такой пластический характер звериного образа привел к появлению круглых блях в виде животного, свернувшегося в кольцо. Замкнутость образа достигается разными средствами – уравновешиванием деталей, их гармонией, противопоставлением плавных линий с выступами, их разрывающими, и, как выше отмечалось, к замыканию контура в круглую фигуру. К этим же особенностям следует добавить имеющуюся тенденцию к замене выразительности тела животного выразительностью обобщенных, почти геометрических форм.
Другой характерной чертой «звериного стиля» является его повышенная функциональность. Например, лев держит в пасти птицу, изогнутая голова и шея которой служат крючком для соединения с противоположным концом ремня.

Для раннего периода скифо-сибирского стиля типично сочетание натурализма со стремлением к стилизации, упрощению, замене целого изображения наиболее характерной деталью.
В середине I тысячелетия до н.э. «звериный стиль» превращается в орнаментально-декоративный, в котором постепенно пропадает натурализм не только в передаче всей фигуры животного, но и деталей.
Фигура животного превращается в набор шариков, полукругов и цилиндров; анималистическим мотивам становятся свойственны узорчатость и закручивание в сложные завитки звериных тел, превращение их в стильный ковровый орнамент.
Полное господство зооморфных сюжетов наблюдается в творчестве восточных соседей скифов – сарматов. Фигурки животных: грифонов, козлов медведей, пантер, барсов, волков, оленей и т.п. – украшают различные вещи сарматов. Особым богатством украшений отличается конская сбруя.

Мастера «звериного стиля» часто совмещали в одном произведении все известные им художественные приемы. Но несмотря на их пестроту, чего невозможно избежать, соединяя материалы различных фактур и окраски, а также заимствованные сюжеты, во всем чувствуется господство единого стиля, чуждого какой-либо эклектики.
Сарматы являются выходцами из Ирана. Обосновались в бассейне Волги к V в. до н.э. В эпоху великого переселения народов сарматское искусство распространялось по Европе, где были обнаружены изображения, декорированные анималистическими мотивами.
«Звериный стиль» дохристианской Европы в отличие от собственно «звериного» отмечается повышенным драматизмом, напряженностью форм. В этом орнаменте трудно выявить отдельные изображения: все, кажется, сплетено в один тугой клубок и уже нет возможности найти, откуда начинается и где заканчивается изображение того или иного фантастического животного. Этот орнамент лишен симметрии, в нем нет повторов одинаковых форм, нет интервалов, разделяющих части изображаемого предмета и подчеркивающих смысловой акцент орнаментального мотива.
В Европе этот стиль развился у германцев, кельтов и скандинавов. Позже он перешел в христианскую культуру.

«Древние эры» - Справа - фотография ископаемых строматолитов, образованных древними фотосинтезирующими бактериями. На фото изображены современные строматолиты, которые были найдены у берегов Австралии. Одновременно возникли, видимо, и гетеротрофы, и автотрофы. Были довольно сложно устроены и оставили достаточно много органогенных осадков.

«Древние славяне» - 9. Как звали Солнце? Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества. Своей хитростью. Перун (Сварог) породил двух сыновей (Сварожичей) – солнце и огонь. 2. Почему наши предки ели мясо медведя? Игорь. Самые древние верования – поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения.

«Древние государства» - Мемфис Библ Вавилон Иерусалим Ниневия. Когда появляется государство? Зал картографии. Что такое государство? Большое путешествие по музею истории Древнего мира. Где возникали Древние государства? Покажите таблички с названиями основных классов в государствах Древнего Востока. Отметьте реки и города, а также границы государства.

«Древние книги» - Книга –свиток папирус Книга – таблица глина Книга – кодекс пергамент. Древняя Русь. Писало. Китай. Древние книги. Альбом рисунков на пальмовых листьях. Стиль. Индия. Калам. Новгородские берестяные грамоты. Уложенные слои покрывали тканью и деревянным молотком осторожно расплющивали волокна. Пергамент.

«Древние города» - Почему поселения древних славян стали называться городами? Какие достопримечательности появились в Древней Руси? Как назывался укреплённый центр русского города? Новгород. Гранатовая палата. Новгородский кремль. Бояре. Князь Владимир. Сергиев Посад. Начать тест. Монетный двор. Князь Ярослав. Замок. Ров.

«Красота человека» - Задачи урока: Выявить различие между скелетом и мышцами мужчины и женщины. Героиня Александра Грина «Алые паруса». Сколиоз можно обнаружить при прохождении флюорографии. Древние греки использовали ширину ладони как единицу измерения. Пропорции лица. Творчество учащихся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».

Первобытные люди раскрашивали свое тело и лицо яркими красками, использовали макияж в разнообразных ритуалах и мистических действах. И каждому событию соответствовал свой макияж, подчёркивая ту информацию, для чего он создан. Нарисованные рисунки символы, способны излучать энергию, которая притягивает к владельцу те или иные события.

Не маловажную роль играет информация, вложенная в этот предмет его создателем. В древние времена люди знали цену слову, любому символу. При помощи слов лечили и умерщвляли, при помощи символов защищали себя, исцеляли и при помощи символов могли нагнать жути врагам, разрушить, разорить.

В полном объеме в древние времена, секреты косметического искусства были известны только жрецам и хранились в строгой тайне. Макияж имел не только ритуально-мистическое и эстетическое значение, но предназначался и для лечебных целей. Жрецы древности обладали знаниями, при помощи которых могли изменить многое в человеке, его характер, здоровье, настроение, жизнь. Привлечь удачу, покровительство необходимых людей, укрепить здоровье, продлить молодость, окружить человека энергией радости и сделать более привлекательным. И всё это при помощи макияжа, совмещая знания о свойствах ароматов, воздействия цвета, растений, камней, и их влияния на человека.

Например макияж глаз, который проводил обладающий особыми знаниями мастер увеличивал жизненные силы, делал человека коммуникабельным, весёлым, жизнерадостным, наделял его особым очарованием, увеличивая привлекательность и способствовал успеху в любви. Правильно подобранное сочетание ароматов, цвета, и подходящий рисунок, символ именно для определённого действа, нанесённый на подходящие участки тела, для тех или иных событий помогало исцелить человека, или привлечь к нему благосклонность Богов, удачу в делах и в жизни, продлить молодость.

В те далёкие времена, увлекались косметикой и мужчины и женщины. Женщины в основном для придания очарования, подчеркнуть свою красоту, они красили ресницы, ногти, губы, волосы, брови, красиво и ярко наряжались, румянились и пудрились, делали прически. А мужчины в основном для того, чтобы привлечь в свою жизнь необходимые события, ситуации, стать более мужественным, твёрдым, привлечь к себе успех во всех сферах жизни, как деловой, так впрочем, и любовной.

С давних времён также обучали искусству Быть женщиной, быть очаровательной и неотразимой. В те времена не пользовалась уважением та женщина, которая не следила за собой, и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, неряшливо одетой. В захоронениях, дата которых исчисляется 6-ю тысячелетиями, была обнаружена косметика и приспособления для ее изготовления и нанесения.

В наше время собран богатейший опыт в этом направлении. Косметика так и переводится - Искусство украшать себя, и, владея этим искусством в совершенстве можно творить поистине чудеса, украшая себя, заботясь о себе, подчёркивая свою неповторимость и очарование, учась быть более уверенной в себе, любить и ценить себя, относиться к себе с уважением и восхищением.

Но не только правильное применение качественной косметики, и умение ухаживать за своим телом сохраняет молодость и энергичность на долгие-долгие годы.
Искусство быть молодой и очаровательной включает в себя и гармонию во всех сферах жизни. Потому что сохранить молодость и очарование человек на долгие годы может тогда, когда он находится в гармонии с самим собой и окружающим миром. А это значит он уверенно идёт по жизни. Такое понятие как лень отсутствует в его жизни. Человек ценит себя и с уважением относиться к себе и окружающим людям. Не злословит, не критикует себя и окружающих. Не завидует и не источает злобу. У такого человека и тело и душа молодые, вот именно молодость души и способствует в основном сохранению молодости тела, организма в целом.

Применяя в комплексе все методы, способствующие здоровью, красоте тела и души, укрепляющие жизненную энергию, вы укрепите свой организм, оздоровите его, очистите от грязной энергии, от болезней. И сможете долгое время сохранять работоспособность, быть энергичными и прекрасно выглядеть.

Человеку столько лет, на сколько он выглядит. И не надо поддаваться всеобщему неправильному мнению, что после 50 лет человек уже стар и немощен. Всё зависит от вашего настроя и желания, хотите вы, как можно дольше быть молодым и здоровым человеком, или, поддаваясь, унынию выглядеть и в 30 лет древним старцем?



Понравилась статья? Поделитесь ей